Максим Новиковский (novikovski) wrote,
Максим Новиковский
novikovski

Categories:

Мистическая усадьба Царицыно или проклятие масона Баженова в деревне Чёрные грязи




Это самое странное и неоднозначное место в Москве славится огромным количество мистических и опасных историй. Тут расположены пруды и тут много грязи, тут романтическое место закатов и ночей, тут в тёмных местах парка можно встретить странных, отстраненных и потерянных людей, тут жизнь остановилась и застыла, здесь страшные и опасные места, тут повсюду масонские символы, здесь расположен хоспис, тут самое известное место суицидников и сомнительных персонажей московской городской черты. Да, я про усадьбу "Царицыно" великой и жестокой императрицы Екатерины II, бывшее имение князя Семёна Кантемира, которое носило название местной деревеньки "Чёрные грязи".


А ведь совсем недавно ещё тут располагалась уютная зелёная полуразрушенная усадебка, которой восхищался лихой охотник Тургенев и яростный безумный грибоед Бунин. Теперь горемычной усадьбы тут и в помине нет, как нету тут зверей, грибов и прочей ягоды, зато остались яблоньки и часть живописного леса, и влажность. Посему, пришлось смиренно прогуляться по фееричным кирпичным экзерсисам поры Юрия Лужкова и современным аляпистым фонарикам с дорожками, дабы не опускаться ниже плинтусной планки этого новомодного усадебного навостроя, реплики известного мастификатора и масона Баженова, больше смахивающего на парк одиноких фотографов и свадебных сессий.



Это странное проклятое место, известное каждому москвичу – Царицыно – ранее было пригородом Москвы. В старину оно принадлежало племени вятичей. Тут вятичи устраивали свои языческие святилища, воздвигали жертвенники и хороня прилюдно своих вождей. Об этом ещё не так давно напоминал высокий курган, срытый при строительстве Каширского шоссе.



500 лет назад здесь возвышались вековые дремучие леса, среди которых пряталась небольшая деревенька под названием "Черная грязь", которая получила свое название от расположенных недалеко целебных ключей и грязей. У местных жителей с давних времен был обычай. Обмазаться жирной темной жижей, а потом искупаться в бьющем из-под земли ключе. Как они уверяли, от этого многие хвори как рукой снимало. Спустя какое-то время источник освятили, и к нему потянулись паломники, в том числе из окрестных дворян и служилого люда. В скорости молва о чудодейственных свойствах воды и грязей дошла до Москвы, не миновав и кремлевские великокняжеские терема.

Особо заинтересовалась целебным источником бесплодная жена Великого московского государя Василия III княгиня Соломония Сабурова, которая давно мечтала подарить мужу наследника престола. В те времена это было не только гарантией семейного благополучия, но нередко и условием жизни женщины. Стараниями и деньгами Соломонии деревня благоустроилась. Между тем уставший ждать наследника государь увлекся молодой и красивой Еленой Глинской, а жену отправил в Угрешский монастырь, где ее насильно постригли в монахини.



Но в скором времени выяснилась пикантная подробность. Соломония оказалась беременна. В положенный срок она родила здорового мальчика, который стал законным наследником престола. Но коварная Елена, уже сама носившая под сердцем дитя, выведала хранимую монахинями тайну и послала верных людей убить мать и новорожденного. Приказ молодой царицы выполнили. Перед смертью несчастная Соломония страшным заклятием прокляла весь род и потомство Глинской, а заодно и Черную грязь. Так говорится в легенде, и трудно ей не верить, потому как родившийся у Елены сын Иоанн, впоследствии прозванный Иваном Грозным, перевернул Русь и пролил реки крови, род Рюриковичей на нем пресекся, и наступило Смутное время, принесшее Руси неисчислимые страдания и бедствия.



1711 год — Петр I вывез из Молдавии Дмитрия Кантемира и сделал своим советником, пожаловав ему земли возле Черной грязи. Кроме прочего, у Петра была еще одна причина подарка – дочь господаря Кантемира Мария. Когда она была еще вовсе юной, царь насильно овладел ею и сделал своей любовницей, не позволяя ни за кого выйти замуж. А когда охладел к Марии, то поскупился на приданое – так она и осталась вековухой. Прекрасная молдаванка стала второй женщиной, проклявшей это место из-за своих несчастий. Хотя для Кантемиров тут выстроили дом и расселившиеся вокруг молдаване посадили сады, видно, сильным оказалось предсмертное проклятие погибшей Соломонии. Вначале в 1723 году скончался Дмитрий Кантемир. Через два года умер часто наезжавший туда император Петр I. После тихо угасла Мария, за ней последовал ее брат, первый русский сатирик Антиох Кантемир. Имение перешло к другому брату, Семену, которого многие считали колдуном. Он отличался нелюдимостью и практически не покидал имение.



Шло время, и на престол взошла Екатерина II, которая никогда не отличалась завидным здоровьем. Её часто мучили боли в суставах. Они-то и стали причиной перемен в Черной грязи. Очередной приступ болей в колене заставил проезжавшую мимо Екатерину приказать свернуть к имению князя Семена Кантемира. Хозяин любезно предложил императрице полечить больную ногу местными средствами – целебной грязью. И целебная грязь - Екатерина помогла. Екатерина буквально на глазах ожила и пришла в неописуемый восторг от красоты местного ландшафта. Князю тут же предложили крупную сумму денег за его "целебное" имение. Семен Кантемир взял золото и уехал, а Екатерина переименовала "Чёрную грязь" в "Царицыно" и велела выстроить там палаты.


Дальше началась самая мистическая и удивительная история этих мест.

Очень скоро Екатерина II и Григорий Потёмкин, который был тайно обвенчан с Екатериной, устроили в новых владениях пышный праздник, проходивший во временном деревянном дворце. Никто не решился сказать императрице о проклятиях несчастных Соломонии и Марии. В скором времени Екатерина вызвала к себе тогда еще молодого, но уже успевшего прославиться архитектора Василия Баженова: «Василий Иванович! На свете есть дивное место, где я была безмерно счастлива. Построй там для меня самый прекрасный и необычный дворец, чтобы он был лучший из всего, что только есть!»

Известный масон Баженов немедленно приступил к работе и в короткое время подготовил более 30-ти проектов. Получив их высочайшее одобрение, он стал возводить одно здание за другим – Большой и Малый дворцы, Оперный и Хлебный дома, церковь Троицы около источников, плотины, создавшие цепочку прудов, изящные мосты, зеркально отражавшиеся в спокойной глади вод.















Строить новый летний дворец Екатерина поручила своему любимому архитектору Василию Баженову. Великий зодчий тогда и представить себе не мог, что главное дело его жизни обернется самой горькой трагедией. И с жаром принялся за работу. Проект Баженова был самым дорогим за всю его архитектурную и художественную жизнь. Он отдавал все свои силы новому проекту.













Уже через пару месяцев на Черногрязской пустоши вырос небольшой деревянный дворец. Тем же летом его посетила сама императрица в компании со своим верным спутником князем Григорием Потемкиным.

"Царицу устроили в павильон, из которого она наблюдала торжественный праздник сенокоса. Одели молдавских косарей в красные косоворотки, шляпы с павлиньими перьями. Они косили, девушки с песнями это сено собирали. И среди косарей выделялся князь Потемкин".




Но постройку усадьбы Екатерины последовала трагедия архитектора и тайные масонские знаки. Василию Баженову как действительному статскому советнику и, стало быть, дворянину полагалась шпага и свой орден, знак отличия. Впрочем, ни на одном из сохранившихся парадных портретов этот аксессуар не фигурирует. Архитектор – вообще профессия мирная и неспешная. Строительство комплекса зданий новой императорской резиденции заняло у него больше 10 лет. Именно здесь родился стиль, который позже назовут "русской готикой", или "псевдоготикой". Этот стиль остался воплощенным в хлебном доме, а больше – в этих его знаменитых мостиках. И это, конечно, уникальное явление для русской архитектуры в целом.



Но постройку усадьбы Екатерины преследовала трагедия архитектора и тайные масонские знаки. Василию Баженову как действительному статскому советнику и, стало быть, дворянину полагалась шпага и свой орден, знак отличия.



Впрочем, ни на одном из сохранившихся парадных портретов этот аксессуар не фигурирует. Архитектор – вообще профессия мирная и неспешная. Строительство комплекса зданий новой императорской резиденции заняло у него больше 10 лет. Именно здесь родился стиль, который позже назовут "русской готикой", или "псевдоготикой". Этот стиль остался воплощенным в хлебном доме, а больше – в этих его знаменитых мостиках. И это, конечно, уникальное явление для русской архитектуры в целом.



Строительство требовало немало денег. Нередко арх тектор Баженов выходил за рамки сметы, и ему приходилось тратить собственные средства. Из-за финансовых проблем имение жены архитектора и дом в Москве пришлось продать. Так Баженовы переехали в казенный домик в "Царицыно". А когда дворец был практически достроен, с проверкой нагрянула заказчица – императрица Екатерина Великая.

"Она должна была приехать в июле, а приехала в самом начале июня. И заехала сюда не с парадной стороны, не с той, с которой выстраивал свои видовые картинки Баженов, а сзади, где не такая красивая природа, еще не все готово. Ей не понравились. И вообще она в письме Гриму писала, что залы очень маленькие, потолки низкие, навесающие. Ей показалось, что это строение похоже на гроб".



Екатерина, как известно, была весьма несдержана на язык. Однако многие историки утверждают, что в её словах была доля правды. Для Баженова в архитектуре была важна внешняя красота, символика и гармония, таинство и мистика. А удобства и комфорт – напротив, вторичны.

По легенде, при осмотре дворца Екатерина не обнаружила ни одного туалета. Итог инспекции оказался просто-таки ошарашивающим: Екатерина приказала разобрать резиденцию до основания и возвести новое здание. Случай беспрецедентный.

Ни один правитель еще не позволял себе такую расточительность – разрушить полностью отстроенный дворец. Причины столь странного поступка императрицы до сих пор остаются темой для бурных дискуссий. Одна из самых популярных версий гласит, что Екатерину смутило обилие в декоре дворцового комплекса масонских знаков.



"Звезды – это тоже масонские знаки. На стенах можно увидеть масонские знаки, и на башнях, и на аркадах – между ними солнышко".



Впрочем, сама по себе символика общества "вольных каменщиков" вряд ли могла стать первопричиной столь радикального решения императрицы. Возможно, дело было в том, что и сам зодчий входил в масонскую ложу, причем отнюдь не на последних ролях, Баженлв являлся одним из самых известных и уважаемых масонов того времени.



"Принадлежность к масонству не являлась каким-то криминальным в период Екатерины. И более того, по существу ее приближенные и формировали эти масонские ложи. Конфликт мог возникнуть, когда большое количество масонов стало представлять определенную угрозу в связи с их приверженностью интересам наследника – будущего императора Павла І. Вот с этим могло быть вызвано какое-то неодобрение Екатериной".

Осмотрев строительство, Екатерина осталась крайне недовольной. Вердикт Екатерины после беглого осмотра был суровым - деньги затрачены напрасно, лестницы узкие, потолки тяжелые, комнаты и будуары тесные, залы, будто погреба, тёмные.


















Императрица приказала «учинить изрядные поломки» и представить новый проект главного дворца. Архитектор буквально остолбенел: как, уничтожить дело, которое он уже почитал чуть ли не самым главным в своей жизни и вложил в него душу и столько физических сил?! Хорошо еще, вступился Потемкин и уломал-таки царицу отменить распоряжение о сносе построек. Екатерина нехотя согласилась, но тут же приказала, чтобы ансамбль достроил ученик Баженова – Матвей Казаков.



Как бы то ни было, строительство нового дворца поручили Матвею Казакову – ученику Баженова. Для бывшего придворного архитектора это стало настоящей трагедией. 10 лет напряженной работы, мечты о дворце, который прославит его на века, обернулись крахом и профессиональным понижением.

"Баженов 10 лет здесь мучился. Что-то пытался, строил. У него здесь была вся семья. Не пошла у него дальше ни карьера здесь, ни жизнь, ни творчество. Ничего не пошло. Действительно, место аномальное".

Оскорбленный зодчий покинул царский дворец и поехал в Царицыно, чтобы последний раз взглянуть на свою несбывшуюся архитектурную мечту.



Если верить легенде, кто-то из местных рассказал ему о старом Ионэ, молдавском колдуне. И Баженов решился! Колдун встретил его равнодушно, но, увидав золото, согласился выполнить просьбу. «Людям вредить не стану, а место тут и так заклятое, – пробурчал старик в прокуренные усы. – Хуже уже не будет!». После отъезда архитектора валашский колдун сотворил крепкие заговоры и, вскинув на плечо мешок колдовской соли, отправился гулять по Царицыну. Словно сеятель, он щедро рассыпал заговоренную соль на землю, поскольку твердо обещал зодчему, что после тайного колдовского действа тут уже никто ничего путного никогда не построил.



Впрочем, и творение Матвея Казакова ждала незавидная судьба. Дворец был еще не достроен, когда умерла "подрядчица" Екатерина II. А взошедший на российский престол Павел І всем этим дорого стоящим для казны проектом почему-то не заинтересовался. Имение постепенно приходило в запустение.

"Оно принадлежало Московской дворцовой конторе, у которой денег всегда не хватало. Московская дворцовая контора – она содержала кремлевские дворцы и дворцы, принадлежащие царю, в том числе огромное-огромное владение Царицыно."



Зодчий Матвей Казаков ничего не ведал о проклятии, и вскорости по его проекту возвели похожий на сказочный готический замок – Большой усадебным дворец в Царицыно. Но практически законченный дворец неожиданно загорелся и рухнул. Узнав о произошедшем пожаре, Екатерина навсегда оставила затею с Царицынским ансамблем. В последствии на подмосковный ландшафт обращали внимание ее сын – Павел I, и внуки – Александр I, Николай I, а также Александр II. Но никому из императоров ничего стоящего сделать в Царицыне не удалось: проклятия несчастных женщин и заговор колдуна продолжали действовать.

Недостроенные здания пытались отдать под общественные учреждения, пробовали открыть в Царицыне больницу, музеи и прочее, но словно рок висел над любым начинанием – стены рушились, а необъяснимые страшные пожары довершали дело. Об этом свидетельствуют хранящиеся в архивах беспристрастные документы. В третьей четверти XIX столетия Александр II, раздосадованный неудачами в реконструкции Царицына, повелел разобрать строения на кирпич, а часть территории отдать в аренду под частные застройки.




















В 1803 году Александр I открыл усадебный парк тире руины недостроенного "Царицыно" для летних загородных гуляний москвичей. И эта тенденция продлилась до наших дней. А спустя несколько десятилетий недалеко от дворцового усадебного комплекса началось строительство дач. история деревеньки "Чёрные грязи" началась сначала... Местность, которая царствующим особам показалась непригодной для проживания, постепенно заселялась московским чиновничеством, а также творческой интеллигенцией (воспоминания того же Бунина, который именно здесь - в чудесных местах Царицыно - познакомился с племянницей Сергея Андреевича Муромцева Верой Николаевной Муромцевой -в 1906 году она стала его гражданской женой).

Но уже после революции в Царицыне поселился - пролетариат. В хлебном доме учредили коммуналки - чуть больше 30 метров на семью. Печное отопление, удобства во дворе, за водой нужно идти на колонку, - условия далеко не царские. О геопатогенных зонах тогда, разумеется, никто слыхом не слыхивал.

Случались ли какие-то особенные катаклизмы именно на этом участке земли - история умалчивает. Зато известно, что совсем рядом располагались огороды обитателей Царицынских коммуналок - прямо на большой поляне за дворцом. В голодные послевоенные годы они помогли здешним жителям прокормиться и выжить.

Сейчас это очень благоустроенный парк Москвы, где любят бывать туристы и гости столицы, не знающие все тёмные страницы истории этого не однозначного места. А до этого это было довольно заброшенное глухие место прудов и повалившихся деревьев. До 1960 года это вообще было Подмосковье, тут были сады и тропинки, а все, кто жили, считались деревенскими. Здесь были огороды местных жителей, тут была своя деревенская жизнь.



Не смотря на окружающий усадебный новострой, этот Царицынский храм старый 1722 года и он не был разрушен в годы СССР, является действующим по сей день. Колокольня храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.
Повезло местному храму иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который пережил на себе все перевоплащения этого странного мистического места - бывшего усадебного парка великой Екатерины ll.


Закаты Царицыно



Русская буржуазия избегала селиться в Царицыне, немцы же прижились: открыли танцкласс и летний театр, в котором бывал Иван Тургенев со знаменитой певицей Полиной Виардо и выступал Федор Шаляпин, открыли один из первых в столице синематографов. Казалось, жизнь наладилась. Но пришел 1917 год, за ним гражданская война, после которой начались голод и разруха. В районе Царицына свирепствовали банды безжалостных уголовников-убийц, немцы разъехались, танцклассы, летний театр и другие постройки, как это уже не раз бывало в истории проклятого места, уничтожил неожиданный сильный пожар. Не стало ни празднично одетых гуляющих пар, ни лодок на прудах, ни благотворительных балов.

Когда обстановка несколько нормализовалась, пролетарский поэт Филипп Шкулев, занимавший видное положение в Московской губернии, предложил переименовать Царицыно в - Ленино. Переименование не помогло, и здесь все по-прежнему оставалось в запустении. Проклятое место словно незримой силой пресекало любые попытки возвести хоть какие-то строения. Старый Ионэ оказался могущественным колдуном, и воздействие разбросанной им соли не могли смыть ни дожди, ни снега, ни кровь.



20-х годах XX века, в глубине парка появилось таинственное учреждение – говорили, что это тайная дача ОГПУ-НКВД. Но, как рассказывали старожилы, иногда оттуда слышались звуки, похожие на выстрелы. Потому многие благоразумно предпочитали обходить «дачу» стороной. До сих пор неизвестно, что же в действительности было за забором. Таинственное учреждение исчезло столь же неожиданно, как и появилось, практически не оставив ни следов, ни свидетелей.

В 1960-е годы власти занялись реконструкцией остатков творений великих русских зодчих. Вместо своих строителей решили пригласить поляков. Планы вынашивались грандиозные, успели даже восстановить несколько мостов и здание Хлебного дома, но и оно в одночасье сгорело.

Однако к концу тысячелетия проклятие, как видно, исчерпало свою губительную силу. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов, а в 2007 году состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе восстановленного Большого Царицынского дворца.

Но все же тут по сей день – чаще, чем где-либо в другом месте, – бродят призраки, происходят несчастные случаи и возникают техногенные катастрофы. Рядом со станцией метро «Царицыно» постоянно происходят пожары – тушат то рынок, то кафе. А однажды зимой в самом музейном комплексе сгорело одно из красивейших исторических зданий – оранжерея. Страдают от близости к Царицынскому комплексу и жилые районы. На улице Луганской, что ведет к главному входу в Царицынский парк, постоянно выходят на поверхность подземные воды.



Работники Московского метрополитена до сих пор вспоминают как страшный сон всё, что происходило на подземном участке метрополитена "Царицыно". В 7 часов утра 1 января 1985 года поезд московского метро мчится по тоннелю к только что открытой на юге столицы станции метро "Ленино" и когда состав набирает максимальную скорость, прямо на глазах у машиниста от стены тоннеля откалывается огромный фрагмент облицовки, а вслед за ним хлещет вода. "Царицынский пруд", - успел подумать машинист. Подобные аварии повторялись в апреле 2001, в ноябре 2003 года был затоплен участок железнодорожного полотна между станциями метро «Царицыно» и «Кантемировская», а в 2011 году на участке, проходящем под парком Царицыно, случился крумный пожар. Для большинства москвичей все это – лишь часть жизни большого города, где постоянно что-то ломается или горит. Исследователи аномальных явлений считают иначе.



Новострой кавалерийских корпусов по архитектуре. Этот корпус никогда не эксплуатировался и только в последнее время тут обитает какой-то непонятный офис на территории парка.


Новострой - музыкальный фонтан парка Царицыно



Закаты парка Царицыно принято фотографировать всем. Тут все ходят с фотокамерами, чтобы фотографироваться на фоне моста и фонтана - достопримечательности парка. Мост ведёт к музыкальному фонтану



Музыкальный фонтан в парке Царицыно - один из самых первых музыкальных фонтанов в Москве, установленных ещё при Лужкове




Закаты на мосту



Башня-Руина. Самое странное и противоречивое сооружение Царицына. При правлении Екатерины, были популярны разрушенные сооружения полд средне-вековую рыцарскую старину. В наше время архитектура "под старину" не менее популярна. Такое ощущение, что этим "руинам" много столетий. Разумеется, подняться на башню в Царицыно - это дело принципа.



Царицынские прудищи в имении "Чёрные грязи" хранят тайну этих страшных мест.



Так что, возможно, остатки старинных проклятий еще витают над этим странным местом Москвы, где так любят бывать москвичи и гости столицы в окружении масонской символики архитектурных пристрастий великого и несчастного Баженова, которого жестоко наказала великая царица Екатерина II.




Вот ещё немного сладкого:
Мистическая усадьба Царицыно или проклятие масона Баженова в деревне Чёрные грязи - https://novikovski.livejournal.com/725008.html
Готическая церковь масона Баженова в селе Быково - https://novikovski.livejournal.com/715140.html
Как живут люди в 60-км от Москвы - https://novikovski.livejournal.com/706126.html
Наша жизнь сплошной деревянный барак в 30 км от Москвы в городе Апрелевка - https://novikovski.livejournal.com/707466.html



Максим Новиковский/Sony
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ЖЖ ТУТ

Все предоставленные материалы являются собственностью автора. При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна.
Если вас интересует сотрудничество - Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом.

Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
МОЙ ЖЖ / МОЙ ДЗЕН / Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ
Tags: architecture, google, moscow, photo, photo de maxim novikovski, photographer, phototest, rambler, sony, sony alpha, sonyrussia, yahoo, yandex, архитектор, архитектор самоучка, архитектура, баженов, василий баженов, григорий потемкин, грязелечение, гугл, екатерина, закаты, история, история москвы, история россии, история усадьбы, казаков, лужков, масонский орден, масонский храм, масоны, матвей казаков, москва, рамблер, фото, фото максима новиковского, фотограф, царицыно, царицынские пруды, черные грязи. пиявки, яндекс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo novikovski октябрь 24, 2017 23:00 1650
Buy for 5 500 tokens
Среди моих замечательных подмосковных соседей, а это культурный пласт страны, творческая интеллигенция в самом его основном стержне, если что - три дома уже выставлено на продажу, семьи сворачивают свои дела в России и уезжают из страны кто куда. И это только начало... Цены на коттеджи в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments