Максим Новиковский, публицист, писатель и журналист

Живу в Африке и в России. Много пишу, много фотографирую, много путешествую.


Previous Entry Share Next Entry
Женский монастырь в Солотче или как потомок Чингизхана Русь спас
Новиковский
novikovski
_Q0A1347_новый размер


Я часто бываю в этой красивейшей женской обители Средней полосы России, поэтому некоторые удивительные факты этого фоторепортажа будут для многих из вас по истине уникальными с исторической точки зрения и помогут взглянуть на образование Государства Российского несколько с иной стороны.


Древняя легенда гласит, что однажды великий князь Олег Иванович Рязанский с княгиней Ефросиньей отправились на охоту по земле Рязанской, по уникальному месту Солотчи и встретили в этой глуши двух отшельников - Василия и Евфимия. Эта встреча натолкнула князя на мысль - основать здесь на возвышенности приокской долины огромный монастырь. Ходили легенды, что от Рязани до Солотчинского монастыря князь Олег устроил тайный подземный ход от набегов за земли княжеские татар, Москвы и иной беды...

Нужно заметить, что фотографировать в монастыре можно не всё. Но для начала немного истории одного из самых крупных и значимых обителей Рязани и всей нынешней России - Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим в России памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в писательском районе Солотча на берегу Старицы Оки в Советском округе города Рязани.



Древний Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь находится в двадцати верстах от Рязани, на окраине бескрайнего мещерского леса. Эти труднодоступные места в XIV веке князь Олег Иванович Рязанский избрал для строительства уединенного монастыря, где в случае набега татар, Москвы или иной беды могла бы спастись княжеская семья. Кстати, другая рязанская правительница, великая княгиня Агриппина (Аграфена) основала недалеко от этого места в 1507 году девичий монастырь под именем Аграфенина пустынь, где впоследствии и окончила свои дни. Аграфенина пустынь в 18-м столетии была упразднена. Зато Солотчинский монастырь еще долгие годы негласно считался главным монастырем земли российской. Здесь сохранился замечательный архитектурный ансамбль, созданный несколькими поколениями русских зодчих.

Солотчинский монастырь Рождества Богородицы основан в 1390 году. Щедро наделенная землями и богатыми вкладами князя Олега и его преемников, эта обитель вскоре стала первой среди рязанских монастырей по богатству и знаменитости. Здесь князь Олег принял постриг под именем Ионы, а затем, незадолго до смерти - под именем Иоакима.

Князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 года. Тело его было в каменной гробнице погребено в Покровской церкви Солотчиского монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Ефросинии, во иночестве Евпраксии.

Первой каменной постройкой монастя была древняя Покровская церковь, построенная в первой половине 15 века. Она относилась к типу "иже под колоколы" и напоминала собой храм Святого духа в Троице-Сергиевой лавре. Церковь располагалась у самого края песчаного обрыва и погибла в 1768 году из-за оползания берега в окскую пойму. Вместе с ней обрушился и весь северо-западный угол монастыря с каменными стенами. После этого береговой откос был тщательно укреплен целой системой сложных каменных сооружений.

Княжеские гробницы были перенесены в соборную церковь Рождества Богородицы. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга. Сегодня Рождественский собор является самым древним храмом монастыря. Он построен в начале 16 века. Это сравнительно небольшое сооружение. Сто лет спустя верхняя часть собора обрушилась. Собор после обрушения восстанавливал известный русский зодчий В. X. Зубов. Нижняя половина собора относится к 16 веку. В соборе находились древние иконы - высеченный из камня образ Святых благоверных князей Бориса и Глеба, образ Святого Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии - серьги великой княгини Евфросинии, блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир дар царей Петра и Ивана Алексеевичей.

В 16 веке в память о взятии Казани в монастыре была построена шатровая Алексеевская церковь. Она располагалась на месте первого деревянного храма монастыря, построенного еще князем Олегом. Алексеевскую церковь разобрали в 1847 году.

Большое строительство в монастыре развернулось в 1688 - 1698 годах при настоятеле монастыря архимандрите Игнатии (Шангине). В эти годы была возведена трапезная палата с церковью Святого Духа. Заложенную тогда же колокольню достроили значительно позже - в 1735 году. В подклете церкви Святого Духа размещался придел во имя Святого Онуфрия.

В 1698 году были построены Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи. В 1958 году в стене церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором лежал листок бумаги с надписью XVII века. В тексте говорилось, что храм был заложен при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день.

Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь и трапезная церковь во имя Сошествия Святого Духа построены в стиле пышного нарышкинского барокко. Как полагают, их строил Яков Бухвостов, автор рязанского Успенского собора. Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой напоминает настоящий помпезный дворец. Раньше это впечатление усиливалось торжественно-парадной лестницей, которая вела непосредственно в трапезную палату.

Главным украшением Духовской и Предтеченской церквей являются их многоцветные цветные изразцы. Особенно великолепны четыре большие изразцовые фигуры евангелистов, украшающие Иоанно-Предтеченскую церковь. Их изображения можно найти во многих изданиях, посвященных русскому прикладному искусству 17 века. Автором изразцового убранства Солотчинского монастыря является известный московский мастер Степан Полубес, в 1691 году создавший эти прекрасные шедевры.

В конце 17 века были построены два корпуса келий, в 1694 - 1698 годах - восточная и южная стена с тремя башнями. Первоначально ограда Солотчинского монастыря была деревянной. С западной и северной стороны каменная ограда появилась только в 1741 - 1745 годах. В середине 19 века западная угловая башня обрушилась вместе с береговым откосом.

В 17 веке в монастыре процветала иконописная школа, прославившаяся по всей рязанской земле. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к 17 веку.

Из Солотчинского монастыря открывается вид на бескрайнюю окскую пойму, на цветущие заливные луга. Далеко-далеко в голубоватой дымке виден силуэт колокольни Богословского монастыря в селе Пощупове.

Здесь же в этом монастыре был захоронен сподвижник князя Олега, мурза Салахмир, женатый на сестре князя - Анастасии и принявший при крещении имя Иоанн, правда захоронен он уже как принявший схиму Иосиф. Плита была обнаружена в 2003 году случайно при прокладке водопровода на территории обители.

Иоанн Мирославович - видный военный и государственный деятель великого княжества Рязанского, зять великого князя Олега Ивановича Рязанского. Более известен по последующим летописным источникам как татарский мурза Салахмир (Салхомир, Солых эмир, (С)Хоросмир). Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды в 1371 году, оказал Рязанскому князю серьезную военную помощь в делах его. Произошло это в те драматические дни, когда после военного поражения от войск Дмитрия Московского и его союзника Владимира Пронского под Скорнищевым, князь Олег Иванович был вынужден оставить престол и бежать из Переславля Рязанского. Позже князь Олег возвращает себе престол, а мурза Салахмир поступает к нему на службу, принимает святое крещение с именем Иоанн Мирославович и становится близким соратником и сподвижником князя. Олег полюбил его, оказал ему почет и явное предпочтение перед другими боярами - выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал Верхдерев, Венев, Ростовец, Михайлово поле и Безпуцкий стан. О значении Иоанна Мирославовича при дворе Рязанского князя можно судить по следующему выражению, которое встречается в жалованных грамотах Олега - поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем. Сын Ивана Мирославича, Григорий, также играл роль главного советника, но уже при дворе Олегова внука, Ивана Федоровича. Немногие сохранившиеся документы от этой древней эпохи свидетельствуют и о том, что Иоанн Мирославович, а затем и сын его, Григорий Иванович, принимали непосредственное участие в судьбе Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря. В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Здесь провел свои последние дни и Иоанн Мирославович, и как схимник с именем Иосиф, захороненый на территории монастыря. Доказательством этого факта стала мемориальная плита, обнаруженная при проведении земляных работ в 2003 году на территории монастыря. Сама плита уникальна. Древнерусские плиты с похожими текстами можно пересчитать по пальцам. Плита фиксирует факт перезахоронение останков через 150 лет после смерти погребенного - акт для Руси исключительный! Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанна Мирославовичу при дворе князя Олега.

Иоанн Мирославович стал родоначальником многих известных дворянских и графских фамилий, послуживших Отечеству - Вердеревских, Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских, Ханыковых, Крюковых, Шишкиных, Дувановых, Ратаевых, Пороватых. В XV веке род Иоанна Мирославовича становится одним из самых крупных и влиятельных на рязанской землях. После присоединения Рязанского великого княжества к Москве в 1521 году, многие потомки Иоанна Мирославовича вошли в состав государева двора, из которого набирались командные и административные кадры государства российского.

Мурза Салахмир пришел на Русь в достаточно молодом возрасте, был моложе князя Олега Ивановича (князь Олег родился предположительно в 1336(38)году, а умер в 1402г.)). Этот факт подтверждает и поздний выход на историческую сцену сына Иоанна Мирославовича, Григория Ивановича - 1427 -1456 годах.

К князю Олегу Рязанскому пришел из Золотой Орды на службу и брат Салахмира - Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр, в крещении получивший имя Андрея. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. То, что брат Салахмира, Еду-хан, носил титул хана, свидетельствует, что он по происхождению был Чингизидом - потомком Чингизхана. Чингизидом мог быть по происхождению и Салахмир.





1.
Центральный вход в женский монастырь. Совсем недавно я вам показывал это уникальнейший для России солотчинский монастырь Рождества Богородицы и как он выглядит прекрасно в зимнее время - http://novikovski.livejournal.com/304364.html. На этот раз, прогуляемся по летнему монастырю.
В 1917 году Солотчинский Рождества Богородицы монастырь стал женским, до этого он был - мужским.
_Q0A2319_новый размер





2.
Внимание!
_Q0A3236_новый размер





3.
Стены и башни центральной стороны монастыря выкрашены в белый цвет.
_Q0A3183_новый размер





4.
Церковь Сошествия Святого Духа.
_Q0A1260_новый размер





5.
В монастыре не принято говорить с сестрами.
_Q0A1432_новый размер





6.
Церковь Сошествия Святого Духа.
_Q0A3259_новый размер





7.
Церковь Сошествия Святого Духа
_Q0A1294_новый размер





8.
Церковь Сошествия Святого Духа
_Q0A1297_новый размер





9.
Церковь Сошествия Святого Духа
_Q0A1347_новый размер





10.
Церковь Сошествия Святого Духа
_Q0A1551_новый размер





11.
Церковь Сошествия Святого Духа
_Q0A1503_новый размер





12.
Церковь Сошествия Святого Духа.
_Q0A3575_новый размер





13.
Основной храм монастыря - Собор Рождества Пресвятой Богородицы
_Q0A3279_новый размер





14.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
_Q0A3416_новый размер





15.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
_Q0A3433_новый размер





16.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
_Q0A1470_новый размер





17.
Келейный корпус женского монастыря в Солотче
_Q0A3286_новый размер





18.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
_Q0A3326_новый размер





19.
Келейный корпус. Тут проживают сестры.
_Q0A3319_новый размер





20.
Келейный корпус женского монастыря.
_Q0A3601_новый размер





21.
Келейный корпус.
_Q0A3604_новый размер





22.
_Q0A3595_новый размер





23.
Вход в келью.
_Q0A3623_новый размер





24.
Фасад кельи.
_Q0A1312_новый размер




25.
Церковь святого Иоанна Предтечи.
Вход с внешней стороны Солотчинского женского монастыря.
_Q0A3531_новый размер





26.
Фрагмент Церкви Святого Иоанна Предтечи.
_Q0A1715_новый размер





27.
Арки церкви.
_Q0A1729_новый размер





28.
Колонна церкви.
_Q0A1734_новый размер





29.
Хозяйственный корпус.
_Q0A1631_новый размер





30.
Снова он.
_Q0A3588_новый размер





31.
на заднем дворе монастыря имеется еще несколько хозяйственных построек.
_Q0A1471_новый размер





32.
Хозяйственые корпуса.
_Q0A3411_новый размер





33.
Хозяйственная часть отделена забором.
_Q0A3472_новый размер





34.
Внутри монастыря держат живность.
_Q0A2073_новый размер





35.
Монастырская техника. Ваз 2107.
_Q0A2294_новый размер





36.
Ну я это герой моего репортажа - наш замечательный Газ-53.
В отличном состоянии, а ведь когда-то. несколько лет назад, он был вот таким - http://novikovski.livejournal.com/169141.html свеженьким.
_Q0A3476_новый размер





37.
Жилой корпус.
_Q0A3516_новый размер





38.
Ну и конечно - никуда не деться в современном монастыре без электричества.
_Q0A1585_новый размер





40.
На территории женского монастыря имеется даже ватерклозет, причем не только для сестрер.
_Q0A1583_новый размер




41.
В монастыре работают и мужчины.
_Q0A2186_новый размер





42.
Тут ведут хозяйство.
_Q0A2155_новый размер





43.
На хозяйственном дворе монастыря.
_Q0A2169_новый размер





44.
Без кур нельзя.
_Q0A2048_новый размер





45.
Легенда женского монастря - американский огроменный бройлер. Глупый и пугливый.
_Q0A2160_новый размер




47.
Есть тут и крупный рогатый скот.
_Q0A1264_новый размер





48.
Коров тут десяток. Есть еще лощади.
_Q0A1984_новый размер





49.
Каждый день в коровнике монастыря - дойка.
_Q0A2070_новый размер





50.
Молоко можно купить прям тут. При монастыре продают не только молоко и ряженку, но яйца.
_Q0A2035_новый размер




51.
Дядя Паша. Хозяйственник женского монастыря.
_Q0A2175_новый размер





52.
Церковь Сошествия Святого Духа.
_Q0A3463_новый размер





53.
Фрагмент церкви.
_Q0A3496_новый размер





54.
Церковь Сошествия Святого Духа
_Q0A3498_новый размер





55.
Оконца церкви.
_Q0A3512_новый размер





56.
Церковь Сошествия Святого Духа
_Q0A3519_новый размер





57.
Настоятельный корпус монастыря.
_Q0A3339_новый размер





58.
_Q0A3328_новый размер






59.
Вечная память братьям и сестрам и всем покоящимся под сенью данной обители.
На территории монастыря имеется огромное количество захоронений, в том числе и святых великомцченников. В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были и захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Вся земля, со слов настоятеля монастыря буквально усыпана костями. Причем встречаются и по истине уникальные находки - останки святых, кости которых не подвержены разложению. Земля к земле, прах к праху.
_Q0A1515_новый размер





60.
Так совсем не так давно, в 2003 году, укрепляя фундаментную часть монастыря было найдено по истине уникальное захоронение - плита Саламхира. Здесь же в этом монастыре был захоронен сподвижник князя Олега, мурза Салахмир, женатый на сестре князя - Анастасии и принявший при крещении имя Иоанн, правда захоронен он уже как принявший схиму Иосиф. Плита была обнаружена в 2003 году случайно при прокладке водопровода на территории обители.

Иоанн Мирославович - видный военный и государственный деятель великого княжества Рязанского, зять великого князя Олега Ивановича Рязанского. Более известен по последующим летописным источникам как татарский мурза Салахмир (Салхомир, Солых эмир, (С)Хоросмир). Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды в 1371 году, оказал Рязанскому князю серьезную военную помощь в делах его. Произошло это в те драматические дни, когда после военного поражения от войск Дмитрия Московского и его союзника Владимира Пронского под Скорнищевым, князь Олег Иванович был вынужден оставить престол и бежать из Переславля Рязанского. Позже князь Олег возвращает себе престол, а мурза Салахмир поступает к нему на службу, принимает святое крещение с именем Иоанн Мирославович и становится близким соратником и сподвижником князя. Олег полюбил его, оказал ему почет и явное предпочтение перед другими боярами - выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал Верхдерев, Венев, Ростовец, Михайлово поле и Безпуцкий стан. О значении Иоанна Мирославовича при дворе Рязанского князя можно судить по следующему выражению, которое встречается в жалованных грамотах Олега - поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем. Сын Ивана Мирославича, Григорий, также играл роль главного советника, но уже при дворе Олегова внука, Ивана Федоровича. Немногие сохранившиеся документы от этой древней эпохи свидетельствуют и о том, что Иоанн Мирославович, а затем и сын его, Григорий Иванович, принимали непосредственное участие в судьбе Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря.

В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Здесь провел свои последние дни и Иоанн Мирославович, и как схимник с именем Иосиф, захороненый на территории монастыря. Доказательством этого факта стала мемориальная плита, обнаруженная при проведении земляных работ в 2003 году на территории монастыря. Сама плита уникальна. Древнерусские плиты с похожими текстами можно пересчитать по пальцам. Плита фиксирует факт перезахоронение останков через 150 лет после смерти погребенного - акт для Руси исключительный! Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанна Мирославовичу при дворе князя Олега.
_Q0A3690_новый размер





61.
Эта уникальная плита была установлена в храме в память о Саламхире - Иоанне Мирославовиче.
Иоанн Мирославович стал родоначальником многих известных дворянских и графских фамилий, послуживших Отечеству - Вердеревских, Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских, Ханыковых, Крюковых, Шишкиных, Дувановых, Ратаевых, Пороватых. В XV веке род Иоанна Мирославовича становится одним из самых крупных и влиятельных на рязанской землях. После присоединения Рязанского великого княжества к Москве в 1521 году, многие потомки Иоанна Мирославовича вошли в состав государева двора, из которого набирались командные и административные кадры государства российского.

Мурза Салахмир пришел на Русь в достаточно молодом возрасте, был моложе князя Олега Ивановича (князь Олег родился предположительно в 1336(38)году, а умер в 1402г.)). Этот факт подтверждает и поздний выход на историческую сцену сына Иоанна Мирославовича, Григория Ивановича - 1427 -1456 годах.

К князю Олегу Рязанскому пришел из Золотой Орды на службу и брат Салахмира - Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр, в крещении получивший имя Андрея. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. То, что брат Салахмира, Еду-хан, носил титул хана, свидетельствует, что он по происхождению был Чингизидом - потомком Чингизхана. Чингизидом мог быть по происхождению и Салахмир.
_Q0A3663_новый размер





62.
Стены монастыря. 18 век.
_Q0A3612_новый размер



Такие дела


Максим Новиковский
Canon
Все предоставленные фотографии являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна - http://novikovski.livejournal.com/


Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ

Posts from This Journal by “солотча” Tag


promo novikovski october 24, 23:00 1716
Buy for 5 500 tokens
Среди моих замечательных подмосковных соседей, а это культурный пласт страны, творческая интеллигенция в самом его основном стержне, если что - три дома уже выставлено на продажу, семьи сворачивают свои дела в России и уезжают из страны кто куда. И это только начало... Цены на коттеджи в…

  • 1
Бред. Дремучее средневековье.
"В монастыре не принято говорить с сестрами"
...Хотя сами сёстры, которые ещё психически сохранны, потрепаться не прочь.

Я вот тут, недавно с одной сестрой беседовал-протестантского ордена.
Очень образованная, общительная дама. Велосипедистка, при чем лет ей около восьмидесяти.

С сестрами вообще лучше не говорить. Для этого есть настоятели. Как правило начитанные и образованные люди, интересные словом.

Велосипедистка в 80 лет - охотно верю. Приблезительно такую же знаю в стлоичной обители сестру настоятельницу. Тоже интересная барышня.

Спасибо за очень интересный пост.

Какая интересная отделка http://ic.pics.livejournal.com/novikovski/17029856/3522938/3522938_original.jpg

Да, есть такое дело. Это реконструкция уже наших дней, современная отделка.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account